ГКОУКО "Людиновская школа-интернат"
г. Людиново, Калужской области
  • Образовательные стандарты и требования

    Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее Стандарт) - представляет собой совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

    Предметом регулирования Стандарта являются отношения в сфере образования следующих групп обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития.

    АООП разрабатывается на основе Стандарта с учетом особенностей указанных  групп обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), их психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивает коррекцию нарушений развития и их социальную адаптацию.

    Стандарт применяется к правоотношениям, возникшим с 1 сентября 2016 года; обучению лиц, зачисленных с 1 сентября 2016 г.; для обучения по адаптированным образовательным программам и осуществляется по ним до завершения обучения.

    Стандарт включает в себя требования к:
    1) структуре АООП (в том числе к соотношению обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;
    2) условиям реализации АООП, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
    3) результатам освоения АООП.

    Стандарт учитывает их возрастные, типологические и индивидуальные особенности, особые образовательные потребности.

    К особым образовательным потребностям, характерным для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями), относятся:
    - выделение пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего преемственность между дошкольным и школьным этапами;
    - введение учебных предметов, способствующих формированию представлений о природных и социальных компонентах окружающего мира;
    - овладение разнообразными видами, средствами и формами коммуникации, обеспечивающими успешность установления и реализации социокультурных связей и
    - отношений обучающегося с окружающей средой;
    - возможность обучения по программам профессиональной подготовки квалифицированных рабочих, служащих;
    - психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие обучающегося с педагогами и другими обучающимися;
    - психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и организации;
    - постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы организации.

    Удовлетворение особых  образовательных  потребностей обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития обеспечивается:
    - существенным изменением содержания образования, предполагающим включение учебных предметов, отсутствующих при обучении обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
    - созданием оптимальных путей развития;
    - использованием специфических методов и средств обучения;
    - дифференцированным, "пошаговым" обучением;
    - обязательной индивидуализацией обучения;
    - формированием элементарных социально-бытовых навыков и навыков самообслуживания;
    - обеспечением присмотра и ухода за обучающимися;
    - дозированным расширением образовательного пространства внутри организации и за ее пределами;
    - организацией обучения в разновозрастных классах (группах);
    - организацией взаимодействия специалистов, участвующих в обучении и воспитании обучающегося, и его семьи, обеспечивающей особую организацию всей жизни обучающегося (в условиях организации и дома).

    Федеральный государственный образовательный стандарт обеспечивает:

    Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

    - равные возможности получения качественного образования обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вне зависимости от места жительства, пола, национальности, языка, социального статуса, степени выражения ограничений здоровья, психофизиологических и других особенностей;
    - единство образовательного пространства Российской Федерации;
    - государственные гарантия качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации АООП и результатам их освоения;
    - максимальное расширение доступа обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к образованию, отвечающему их возможностям и особым образовательным потребностям;
    - вариативность содержания АООП, возможности ее формирования с учетом особых образовательных потребностей и способностей обучающихся (в соответствии с приложением к настоящему Стандарту);
    - духовно-нравственного развитие обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), формирования основ их гражданской идентичности как основного направления развития гражданского общества;
    - демократизацию системы образования и деятельности организаций, в том числе через развитие форм государственно-общественного управления, расширения возможностей для реализации права выбора педагогическими работниками методик обучения и воспитания, методов оценки школьных достижений обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), использования различных форм организации образовательной деятельности, развития культуры образовательной среды;
    - разработку критериальной оценки результатов освоения АООП, деятельности педагогических работников, организаций, функционирования системы образования в целом;
    - создание условий для эффективной реализации и освоения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП, в том числе условий для индивидуального развития всех обучающихся.
     

    Стандарт является основой для:

    -  разработки и реализации организацией АООП;
    - определения требований к условиям реализации АООП, в том числе на основе индивидуального учебного плана;
    - определения требований к результатам освоения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП;
    - разработки нормативов финансового обеспечения реализации АООП, в том числе на основе индивидуального учебного плана, и нормативных затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
    - объективной оценки соответствия образовательной деятельности организации требованиям Стандарта, осуществления лицензирования образовательной деятельности, государственной аккредитации образовательной деятельности, государственного контроля (надзора) в сфере образования;
    - проведения текущей, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся;
    - осуществления внутреннего мониторинга качества образования в организации;
    - профессиональной подготовки и переподготовки (по основным и дополнительным программам профессионального образования), повышения квалификации и аттестации педагогических и руководящих работников образовательных организаций, осуществляющих образование обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
    Стандарт устанавливает сроки освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 9 - 13 лет.
    Стандарт предусматривает возможность гибкой смены образовательного маршрута, программ и условий получения образования обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе комплексной оценки личностных и предметных результатов освоения АООП, заключения психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК) и согласия родителей (законных представителей).

    Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28. 01. 2021г. № 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (вместе с «СанПин 1.2.3685021. Санитарные правила и нормы…"

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie